Роль научно-ориентированного подхода при формировании исследовательских навыков у будущих фармацевтов
pdf

Ключевые слова

исследовательский навык
студенческая наука
инновации
научно-ориентированный подход
фармацевтическое образование

Аннотация

Современное фармацевтическое образование претерпевает активные трансформации, связанные с глобализацией, цифровизацией науки и растущими требованиями к качеству подготовки специалистов. Одним из ключевых направлений выступает научно-ориентированный подход, интегрирующий исследовательскую деятельность студентов в образовательный процесс. Настоящее исследование ставило целью аналитический обзор роли данного подхода в формировании исследовательских навыков у студентов фармацевтических направлений. В качестве материалов использованы публикации из Scopus, Web of Science, PubMed, Google Scholar и eLibrary.ru (2019-2024), данные научных кружков и студенческих стартапов в Казахстане и России, а также результаты социологического опроса 86 студентов фармацевтических специальностей г. Караганда. Методы включали контент-анализ и сравнительный анализ международного и отечественного опыта. Результаты исследования показали, что международные практики подтверждают эффективность проектного обучения, публикационной активности и интеграции студентов в стартапы. Отечественный опыт демонстрирует развитие кружков по фармакогнозии, создание студенческих бизнес-инкубаторов и участие в стартап-баттлах. Опрос выявил, что 78 % студентов отмечают положительное влияние кружков на профессиональное развитие, 62 % - развитие аналитических навыков через публикации, а 47 % участвовали в стартап-проектах. Основные барьеры связаны с нехваткой времени, методологической подготовки и ограниченным доступом к оборудованию, что согласуется с выводами Alqurshi (2020). Таким обзраом, научно-ориентированный подход формирует у студентов профессиональную автономию, критическое мышление и инновационные компетенции. Его институциональная поддержка в форме менторства, инфраструктуры и конкурсных механизмов обеспечивает интеграцию образования, науки и предпринимательства, укрепляя национальный научно-образовательный потенциал в фармации. Результаты исследования могут быть использованы при модернизации образовательных программ по направлениям «Фармация» и «Технология фармацевтического производства».

https://doi.org/10.64863/2312-4784/2025-3-49/59-69
pdf

Библиографические ссылки

1. Abai M.D., et al. (2023). Tekhnologiya polucheniya lekarstvennykh mikrokapsul i inkapsulirovannoi vody na osnove natriya al’ginata [Technology for obtaining medicinal microcapsules and encapsulated water based on sodium alginate]. Kazakhstanskii zhurnal meditsiny i farmatsii [Kazakhstan Journal of Medicine and Pharmacy], 1, 11–15, URL: https://kjmph.kz

2. Alimbatyrov, M. R., & Tulebayev, Ye. A. (2020). Rol’ studencheskogo nauchnogo obshchestva shkoly farmatsii v formirovanii farmatsevticheskikh kadrov [The role of the student scientific society of the School of Pharmacy in the formation of pharmaceutical personnel]. Aktual’nye problemy sovremennosti [Actual Problems of Modernity], 4(30), 136–144. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45651814

3. Alqurshi, A. (2020). Investigating the impact of COVID-19 lockdown on pharmaceutical education in Saudi Arabia – A call for a remote teaching contingency strategy. Saudi Pharmaceutical Journal, 28(9), 1075–1083. https://doi.org/10.1016/j.jsps.2020.08.008

4. Al-Worafi, Y. M., et al. (2020). Pharmacy education in Yemen: Current status and future perspective. Currents in Pharmacy Teaching and Learning, 12(5), 505–510. https://doi.org/10.1016/j.cptl.2020.01.018

5. Amantayeva М., et al (2023). Macroscopical, microscopical and histochemical analysis of Eryngium karatavicum Iljin growing on the territory of South Kazakhstan. Plants, 12, 2714. https://doi.org/10.3390/plants12142714

6. Frenk, J., et al. (2022). Health professionals for a new century: Transforming education to strengthen health systems in an interdependent world. The Lancet, 376(9756), 1923–1958. https://doi.org/10.1016/S0140-6736(10)61854-5

7. Guraya, S. Y. (2020). Transforming pharmacy and medical education through research-based learning. Medical Education Online, 25(1), 1703150. https://doi.org/10.1080/10872981.2019.1703150

8. Itzhanova Kh.I., et al (2024). Anatomicheskoe izuchenie rastenii l’nyanki obyknovennoi (Linaria vulgaris Mill.), proizrastayushchei v tsentral’nom Kazakhstane [Anatomical study of Linaria vulgaris Mill. growing in Central Kazakhstan]. Farmatsiya Kazakhstana [Pharmacy of Kazakhstan], 6 (257), 297–302. https://doi.org/10.53511/pharmkaz.2025.36.51.039

9. Itzhanova Kh.I., et al. (2024). Primenenie ul’trazvukovogo vozdeistviya dlya intensifikatsii protsessa polucheniya gustogo ekstrakta iz durnishnika obyknovennogo [Application of ultrasound treatment to intensify the process of obtaining thick extract from Xanthium strumarium]. Farmatsiya Kazakhstana [Pharmacy of Kazakhstan], 6 (257), 237–242. https://doi.org/10.53511/pharmkaz.2025.38.40.031

10. Kazakh National Agrarian University. (2020). Annual report on student research and innovation. Almaty: KazNAU Press. URL: https://www.kaznaru.edu.kz/en

11. Klimova, A. (2021). Development of student entrepreneurship in Russian pharmaceutical education. Russian Journal of Education and Psychology, 12(3), 34–45. https://doi.org/10.11621/rjep.2021.0303

12. Losseva I., et al. (2025). Evaluation of anti-inflammatory activity and chemical composition of Filipendula vulgaris Moench and Filipendula ulmaria (L.) Maxim extracts obtained by ultrasonic method. Farmacia, 73(1), 103 -111. https://doi.org/10.31925/farmacia.2025.1.11

13. Medeshova A., et al. (2024). Development of Composition and Technology of suppositories based on substance from medicinal plant raw materials Rosmarinus officinalis L. Research Journal of Pharmacy and Technology, 17(11). 5452-5456. https://doi.org/10.52711/0974-360X.2024.00834

14. Medeshova A., et al. (2024). Komponentnyi sostav i antimikrobnaya aktivnost’ efirnogo masla Dahlia hortensis [Component composition and antimicrobial activity of Dahlia hortensis essential oil]. Farmatsiya Kazakhstana [Pharmacy of Kazakhstan], 5 (256), 257–261. https://doi.org/10.53511/pharmkaz.2024.82.94.033

15. Nadirbek S., et al. (2020). Perspektivy ispol’zovaniya ul’trazvukovogo vozdeistviya dlya ekstraktsii flavonoidov iz lekarstvennogo rastitel’nogo syr’ya [Prospects for the use of ultrasound treatment for the extraction of flavonoids from medicinal plant raw materials]. Sbornik nauchnykh trudov Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii «Sovremennye tendentsii razvitiya tekhnologii zdorov’esberezheniya» [Proceedings of the International Scientific Conference “Modern Trends in the Development of Health Preservation Technologies”], 236–244. https://doi.org/10.52101/9785870190921_2021_8_236

16. Rzagalieva, A., et al. (2024). Razrabotka optimal’nogo sostava tverdogo myla s ekstraktom i efirnymi maslami Syringa vulgaris [Development of the optimal composition of solid soap with extract and essential oils of Syringa vulgaris]. Kazakhstanskii zhurnal meditsiny i farmatsii [Kazakhstan Journal of Medicine and Pharmacy], 1, 70–74. URL: https://kjmph.kz

17. Seitova, Z., et al. (2024). Perspektivy razrabotki sostava marmeladov iz rastitel’nogo syr’ia v kachestve biologicheskoi aktivnoi dobavki k pishche [Prospects for the development of marmalade formulations from plant raw materials as a biologically active food supplement]. Kazakhstanskii zhurnal meditsiny i farmatsii [Kazakhstan Journal of Medicine and Pharmacy], 1, 99–104. URL: https://kjmph.kz

18. Sweileh, W. M. (2021). Global research trends of student research in pharmacy education. BMC Medical Education, 21(1), 309. https://doi.org/10.1186/s12909-021-02757-4

19. Tleules, D. O., Abdygalym, A. Q., Musabek, S. N., & Abdrakhmanova, G. M. (2024). Razrabotka tekhnologii protivovospalitel’nykh i antisepticheskikh ledentsov na osnove rastitel’nykh ekstraktov [Development of technology for anti-inflammatory and antiseptic lozenges based on plant extracts]. Kazakhstanskii zhurnal meditsiny i farmatsii [Kazakhstan Journal of Medicine and Pharmacy], 1, 132–135. URL: https://kjmph.kz

20. Tulebayev Ye.A., et al. (2021). Comparative Histochemical analysis of above-ground parts of Filipendula vulgaris and Filipendula ulmaria growing in Central Kazakhstan. Research Journal of Pharmacy and Technology, 14(9). 4863-4867. https://doi.org/10.52711/0974-360X.2021.00845

21. Tulebayev, Ye. Et al. (2020). Primenenie keis-metoda v podgotovke farmatsevticheskikh spetsialistov [Application of the case method in the training of pharmaceutical specialists]. Aktual’nye problemy sovremennosti [Actual Problems of Modernity], 1(27), 105–109. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42896673

22. Tulebayev, Ye. A., et al. (2021). Primenenie nauchno-orientirovannogo obucheniya pri izuchenii distsipliny «Farmakognoziya» [Application of research-oriented learning in the study of the discipline “Pharmacognosy”]. Aktual’nye problemy sovremennosti [Actual Problems of Modernity], 2(32), 116–120. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46614790

23. Tulegenov, K. (2021). Development of phytopreparations in Kazakhstan: The role of student research. Kazakhstan Journal of Medical Science, 27(4), 112–120.

24. Yousuf, R. M., et al. (2019). The impact of student research on academic performance and career pathways in pharmacy. Journal of Pharmacy Practice and Research, 49(2), 170–176. https://doi.org/10.1002/jppr.1472

25. Zhang, L., et al. (2022). Integration of traditional Chinese medicine research and pharmacy education: A student-centered approach. Frontiers in Pharmacology, 13, 876543. https://doi.org/10.3389/fphar.2022.876543