Практическое занятие - одна из необходимых частей учебного процесса
pdf

Ключевые слова

практическое занятие
преподаватель
обучающиеся
план
виды занятий

Аннотация

Данная статья посвящена вопросам совершенствования и развития профессионального мастерства преподавателей, ведущих занятия в высших учебных заведениях. Цель исследования заключается в том, чтобы системно охарактеризовать содержание и методику практических занятий, а также определить основные направления, способствующие повышению профессиональной квалификации преподавателя. Авторы рассматривают цели и задачи практических занятий, их виды, этапы и методы проведения, уделяя внимание вопросам учебной технологии преподавателя и освоению студентами необходимых навыков. В качестве материала использованы научно-методические труды, нормативные документы и педагогический опыт, связанные с совершенствованием учебного процесса в современных вузах. В ходе исследования применялись методы теоретического анализа, сравнения, систематизации и интерпретации, что позволило всесторонне рассмотреть ключевые принципы практического обучения и пути их организации. Полученные результаты показывают, что практические занятия являются не только средством обучения, но и важным механизмом формирования профессиональных интересов и компетенций студентов. По мнению авторов, если преподаватель сам не проявляет искреннего интереса к своему предмету, он не сможет увлечь студентов, а эффективность учебного процесса напрямую зависит от данного принципа. Кроме того, в статье представлены конкретные рекомендации по требованиям к профессиональному развитию преподавателя и повышению его педагогического мастерства. Также в статье показаны пути интеграции практических занятий с современными образовательными технологиями и акцентируется внимание на инновационных методах, которые позволяют повысить активность студентов. Внедрение новых педагогических подходов расширяет профессиональную компетентность преподавателя и существенно улучшает качество образовательного процесса. В целом, результаты исследования подчеркивают ведущую роль практических занятий в вузах, а также их направленность на совершенствование профессионального мастерства преподавателей, повышение качества образования и обеспечение академической успешности студентов.

https://doi.org/10.64863/2312-4784/2025-3-49/83-93
pdf

Библиографические ссылки

1. Abai. (1993). Qara sozder [Words of edification]. Almaty: Zhazushy.

2. Altynsarin, Y. (1988). Tandamaly pedagogikalyq mura [Selected pedagogical works]. Almaty: Mektep.

3. Anwar, C., et al. (2023). The capability of vocational education students in industrial practice learning programs. Journal of Technology and Science Education, 13(3), 657‑672. https://doi.org/10.3926/jotse.1960

4. Baitursynuly, A. (1989). Til tagylymy [The science of language]. Almaty: Ана тілі.

5. Belegova, Á. A. (2021). Bolashaq dene shynyqtyrý mugalimderiniń refleksıvtik mádenıetin qalyptastyrý [Formation of reflective culture of future physical education teachers] (PhD Pedagogical dissertation). Abai Kazakh National University. URL: https://abaiuniversity.edu.kz/docs/doctoranti/begelova/Dissertation.pdf

6. Brown, D. M., Meca, A., & Osman, A. (2025). Development of the multidimensional inventory of physical activity identity. Psychology of Sport and Exercise, 102990. DOI: https://doi.org/10.1016/j.psychsport.2025.102990

7. Dewey, J. (2004). Democracy and education: An introduction to the philosophy of education. Mineola, NY: Dover Publications.

8. Dalabayev, T., Skakov, М., Choruh, А., & Nurizinova, М. (2025). The role of physical practical course in improving research skills of future teachers. Vysshaya shkola Kazahstana, 49(1). https://doi.org/10.59787/2413-5488-2025-49-1-37-51

9. Demeýov, A. Q., Junısov, G. B., & Mustafayev, I. T. (2020). Stýdentterdiń dene shynyqtyrýyn qalyptastyrý [Formation of students’ physical education]. Qazaqtaný, 93. URL: https://auezov.edu.kz/media/attachments/2021/12/22/vi-qazaqtan-20201.pdf#page=93

10. Freire, P. (2005). Pedagogy of the oppressed (30th anniversary ed.). New York, NY: Continuum.

11. Gao, X., Wang, X., Chee, C. S., bin Samsudin, S., Hassan, M. Z., Ma, L., ... & Zhang, Y. (2025). Predictive model of the relationship between social support, body image perception, and physical activity among university students. Humanities and Social Sciences Communications, 12(1), 1-8. DOI: https://doi.org/10.1057/s41599-025-04854-4

12. Ismailov, D. M. (2022). Methodology of practical lessons in physics to students of technical higher education institutions on the base of scientific and educational methods. Web of Scientist. 3(11), 1271-1273. DOI: https://doi.org/10.17605/OSF.IO/F3A9Q

13. Kapterev, P. F. (2003). Didaktika [Didactics]. Moscow: Akademicheskiy proekt.

14. Kerimbayev, N., Abdykarimova, S., & Sharmuhanbet, S. (2015). Methodical Aspects of Informatization of Physical Education at a Higher Education Institution. arXiv preprint arXiv:1504.02837. https://doi.org/10.48550/arXiv.1504.02837

15. Krasinskaya, E. S. (2019). The essence and significance of the practice-oriented approach in the implementation of professional training programs in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Police Activity, 2019(6), 1–7. https://doi.org/10.7256/2454- 0692.2019.6.31463

16. Meńlıbaev, Q. N., & Bekturganova, B. I. (2020). Qazaqstan Respublikasında jastardyn azamattıq biregeyligin, otansúıǵishtigin qalyptastyrýdaǵy joǵary mekteptiń róli [The role of higher education in shaping the civic identity and patriotism of youth in the Republic of Kazakhstan]. Qaragandy: Bolashaq-Baspa.

17. Odinaboboyev Fazliddin Bahriddin o‘g‘li. (2025). Individual Practical Forms and Means of Improving Vocational Education Through Developing the Initial Mechanisms of National Craftsmanship in Primary Grade Students. European International Journal of Multidisciplinary Research and Management Studies, 5(01), 49–51. https://doi.org/10.55640/eijmrms-05-01-10

18. Peromingan, R., Paringit, S., Tan, D. J., Tinaytina, Z., Misil, E., & Tagare, R. J. (2025). Fit to connect: The role of physical activity in enhancing social self-efficacy among students. Multidisciplinary Reviews, (Accepted Articles). DOI: https://10.31893/multirev.2026090

19. Qyzylov, M. A., & Serimov, E. E. (2012). Ádisnama (oqytýshynyń sheberligi) [Methodology (the teacher’s mastery)]. Qaragandy.

20. Tey, W. Y., Loo, R. Y., Tsai, M. C., Say, Y. H., Ng, A. K., Tan, S. S., ... & Tan, C. X. (2025). Physical activity, eating behavior, and body image perception among university students. Discover Social Science and Health, 5(1), 17. DOI: https://doi.org/10.1007/s44155-025-00157-w

21. Tao, X., Wu, X., Fu, J., Xiao, Y., & Zhong, T. (2025). Associations between physical activity and health-related quality of life among university students in Zhuhai, China. Scientific Reports, 15(1), 31319. DOI: https://doi.org/10.1038/s41598-025-15822-y

22. Wu, K., Sun, X., Zhang, R., Wu, J., & Gan, F. (2024). Construction of evaluation standard system of university practice teaching under the background of big data. Journal of Computational Methods in Sciences and Engineering, 24(6), 3646-3659. https://doi.org/10.1177/14727978241296990

23. Wang, Ch., & Li, A. (2022). Research on Teaching Mode Reform of Practical Training Courses in Higher Vocational Education. Curriculum and Teaching Methodology, 5(3), 126-131. DOI: https://doi.org/10.23977/curtm.2022.050318

24. Zaitseva, L., & Misnevs, B. (2019). Competency-based approach teaching software engineering. In Smart education and e-learning 2019 (pp. 231-241). Singapore: Springer Singapore.

25. Zhou, Q., et al. (2023). Practices of teaching competency development. In Handbook of teaching competency development in higher education (pp. 127-154). Singapore: Springer Nature Singapore.