Поэзия Ерлана Жүніс: Архетипы дороги, времени и космоса – Синтез экзистенциальной и любовной лирики
pdf

Ключевые слова

Ерлан Жүніс
хронотоп
архетип
символизм
экзистенциализм

Аннотация

В статье представлен всесторонний анализ творчества современного казахского поэта Ерлана Жүніс с позиций единства пространства и времени, архетипической образности и экзистенциальной глубины. Исследование опирается на теорию хронотопа М. Бахтина, концепцию семиосферы Ю.М. Лотмана, архетипическую психологию К. Г. Юнга, а также экзистенциальную философию Ж.-П. Сартра и А. Камю, объединённых в единую методологическую систему. Основное внимание уделяется повторяющимся символам и мотивам в стихах Жолжазба, Жүрек маусымдары («Сезоны сердца») и Шұғылалы түн («Лучезарная ночь»). Результаты показывают, что у Ерлана Жүніс пространство и время образуют неразрывное целое с глубоким философским смыслом. Образы «чёрной дороги», «жёлтой степи» и «балбал-камня» выступают архетипами национальной памяти, духа предков и вечного движения. Мотивы звезды и космоса выражают стремление человека к бесконечности и духовной целостности, а городские картины «синего города» воплощают диалог традиции и современной цивилизации. Прошлое, настоящее и будущее сливаются в едином поэтическом хронотопе, объединяя мифологическое наследие с чувствами современности. С экзистенциальной точки зрения лирический герой переживает одиночество, свободу выбора и поиск смысла. Триптих «Сезоны сердца» строится по схеме «Прошлое – Настоящее – Грядущий день», раскрывая вечность любви и надежды, а в «Лучезарной ночи» космическая ночь соединяется с чувственной образностью, стирая границы между телом и духом. Таким образом, соединяя национальные архетипы с мировыми философскими течениями, Ерлан Жүніс расширяет выразительные возможности казахской лирики и поднимает её до уровня универсального художественного явления.

https://doi.org/10.64863/2312-4784/2025-3-49/7-18
pdf

Библиографические ссылки

1. Bakhtin, M. M. (1981). The dialogic imagination: Four essays. Austin: University of Texas Press.

2. Barthes, R. (1977). Image, music, text. London: Fontana.

3. Blok, A. (1910). Simvolizm o poezii [On symbolism in poetry]. Zolotoe runo, 2.

4. Bryusov, V. (1904). Simvolizm [Symbolism]. Moscow: Tipografiya Literaturno- khudozhestvennogo obshchestva.

5. Campbell, J. (1949). The hero with a thousand faces. Princeton: Princeton University Press.

6. Camus, A. (1942). Le mythe de Sisyphe [The myth of Sisyphus]. Paris: Gallimard.

7. Collinson, F. (2021). The traditional and national music of Scotland. Routledge.

8. De Fina, A. (2022). The chronotope. In Handbook of pragmatics: 25th annual installment (pp. 49-65). John Benjamins Publishing Company.

9. Eagleton, T. (2003). How to read a poem. Oxford: Blackwell.

10. Eliade, M. (1963). Myth and reality. New York: Harper & Row.

11. Eliot, T. S. (1921). The sacred wood. London: Methuen.

12. Fredriksson, M. (2022). Balancing community rights and national interests in international protection of traditional knowledge: a study of India’s Traditional Knowledge Digital Library. Third World Quarterly, 43(2), 352-370.

13. Frye, N. (1957). Anatomy of criticism. Princeton: Princeton University Press.

14. Foucault, M. (1986). Of other spaces. Diacritics, 16(1), 22–27.

15. Glaz, L. (2018). Contemporary urban poetics: Space and identity. Journal of Literary Studies, 34(2), 55–72.

16. Heidegger, M. (2011). Existence and being. Read Books Ltd.

17. Heidegger, M. (2014). Introduction to metaphysics. Yale University Press.

18. Heidegger, M. (2021). Bremen and Freiburg lectures: insight into that which is and basic principles of thinking. Indiana University Press.

19. Jakobson, R. (1960). Closing statement: Linguistics and poetics. In T. A. Sebeok (Ed.), Style in language (pp. 350–377). Cambridge, MA: MIT Press.

20. Jung, C. G. (2009). Arhetipy i kollektivnoe bessoznatel’noe [Archetypes and the collective unconscious]. Moscow: AST.

21. Lotman, Y. M. (1992). Semiosfera [The semiosphere]. Saint Petersburg: Iskusstvo.

22. Merleau-Ponty, M. (1945). Phenomenology of perception. Paris: Gallimard.

23. Meletinsky, E. M. (1995). Poetika mifa [The poetics of myth]. Moscow: Vostochnaya literatura.

24. Perrine, L. (1983). Sound and sense: An introduction to poetry. New York: Harcourt Brace.

25. Ritella, G., Rajala, A., & Renshaw, P. (2021). Using chronotope to research the space-time relations of learning and education: Dimensions of the unit of analysis. Learning, Culture and Social Interaction, 31, 1-14.

26. Sartre, J.-P. (1943). L’être et le néant [Being and nothingness]. Paris: Gallimard.

27. Smith, H. (2016). Modern lyric: Theory and practice. Cambridge: Cambridge University Press.

28. Tuan, Y.-F. (1977). Space and place: The perspective of experience. Minneapolis: University of Minnesota Press.

29. Attridge, D. (2014). The singularity of literature. London: Routledge.